Будущее за зеленой экономикой. Что такое зеленая экономика и нужна ли она вообще Россия и ядерная энергетика

Почему ученые всего мира твердят о важности и необходимости перехода к ней, а владельцы тех или иных предприятий мало обеспокоены этим? В первую очередь следует разобраться с этим понятием, с тем, что оно собой представляет. Зеленая экономика - направление в экономической науке, сформировавшееся в последние 2 десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью. Концепция зеленой экономики включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии, таких как феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др.

Теория зеленой экономики базируется на 3 аксиомах:

  • -невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;
  • -невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
  • -все на поверхности Земли является взаимосвязанным.

Вот что в целом представляет собой это понятие. Cформировавшаяся в последние два десятилетия концепция «зеленой экономики» призвана обеспечить более гармоничное согласование между этими тремя компонентами -социальный, природный, экономический, которое было бы приемлемо для всех групп стран - развитых, развивающихся и государств с переходной экономикой. Концепция «зеленой экономики» включает в себя идеи многих других направлений в экономической науке и философии (феминистская экономика, постмодернизм, экологическая экономика, экономика окружающей среды, антиглобалистика, теория международных отношений и др.), связанных с проблемами устойчивого развития. Сторонники концепции «зеленой экономики» считают, что преобладающая сейчас экономическая система несовершенна. Хотя она дала определенные результаты в повышении жизненного уровня людей в целом, и особенно ее отдельных групп, негативные последствия функционирования этой системы значительны: это экологические проблемы (изменение климата, опустынивание, утрата биоразнообразия), истощение природного капитала, широкомасштабная бедность, нехватка пресной воды, продовольствия, энергии, неравенство людей и стран. Все это создает угрозу для нынешнего и будущего поколений. Нынешнюю модель экономики называют «коричневой экономикой».

Сторонники зеленой экономики критикуют неоклассическую школу за то, что в ее рамках природные и социальные факторы обычно рассматриваются в качестве экстерналий; в лучшем они считаются фиксированными и не анализируются в динамике. В 1934 году автор концепции обычного ВВП Саймон Кузнец, выступая перед сенаторами США, предупреждал: "Благосостояние нации не может быть адекватно измерено национальным доходом". С помощью ВВП измеряют относительное благосостояние, не учитывая социальных издержек и, уж тем более, воздействия на окружающую среду. Тем не менее, неоклассическая теория приняла способ измерения экономического благосостояния именно через ВВП. К учету воздействия на среду вернулись лишь спустя десятилетия. Во второй половине XX века экономисты стали рассуждать о ней как об основном активе, генерирующем благосостояние, но учитывающемся в ВВП как неизменная данность. Затем появился термин "природный капитал" -- капитал, который фактически не амортизировался. Лишь к 1970-м годам были предприняты первые попытки оценить амортизацию природы, после чего катастрофический урон нанесенный природе стал ощутимым в полном объеме. Прогнозы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что при нынешних способах производства и потребления к 2050 году в сравнении с началом XXI века мир лишится двух третей (от 61 до 72%) флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн. кв. км -- это сопоставимо с территорией Австралии.

Самыми распространенными альтернативными источникам энергии считаются гидроэнергетика и атомная энергетика. Но однозначно назвать их экологичными нельзя. Равнинные электростанции не требуют топлива, не засоряют атмосферу вредными выбросами, однако грозят нарушением природного баланса. А главная проблема электростанций - ядерные отходы. Чтобы ее решить сейчас разрабатываются безотходные электростанции, которые работают на основе термоядерного синтеза. Безопаснее всего работают ветряные электростанции и солнечные батареи. Хотя есть мнение, что сам процесс производства солнечных батарей не очень экологичен. Для выживания и развития человечества требуется переход к «зеленой экономике» - то есть системе видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита. Если наш образ жизни оказывается под угрозой, мы должны отреагировать адаптацией. Ученые согласны: для противодействия изменению климата нам нужна энергетическая революция, полномасштабная перемена в том, как мы питаем энергией наши общества. Согласны и экономисты: как раз сейчас самой кипучей в смысле роста отраслью является производство возобновляемой энергии. Именно там уже создаются рабочие места будущего, там осуществляется значительная часть технологических инноваций, которые откроют новую эру экономической трансформации.

В бизнес-среде понятие зеленой экономики находится на пике внимания. Финансовые фонды, венчурные капиталисты, правительства передовых стран, бизнесмены и потребители уже строят зеленую экономику. Инвестиции в энергоэффективные технологии и природную инфраструктуру уже приносят адекватную отдачу. Нам не нужно дожидаться прихода новых технологий; не нужно нам и чрезмерно беспокоиться о расходной стороне инициативности. Исследования показывают, что Соединенные Штаты могли бы значительно сократить углеродные выбросы при небольших или почти нулевых затратах, используя имеющееся ноу-хау. Для наглядности стоит обратить внимание с какой интенсивностью вкладывает средства в «зеленый» рост Дания. С 1980 года ВВП вырос на 78% при лишь минимальном увеличении энергопотребления. Польше даже в условиях ее экономического бума удалось за последние 17 лет сократить выбросы на треть. Для предпринимателей такая экономия оборачивается прибылью. Сегодня европейские компании из сектора «зеленых» технологий пользуются как первопроходцы существенными преимуществами: на них приходится треть расцветающего в мире рынка экологичных технологий.

Пример в стимулировании экологически чистой экономики подает Южная Корея, страна-организатор форума, которая стала единственным государством, избравшим "зеленый рост" в качестве национальной стратегии. По данным ОЭСР, в этой области южнокорейские инвестиции составили 9,3 миллиарда евро. Они пошли на разработку "зеленых" видов транспорта, альтернативных источников пресной воды, технологий переработки отходов. Республика Корея была первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии. Основное внимание в рамках этой стратегии уделяется трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена на сохранение масштабов производительной экономической деятельности при минимальном использовании энергоресурсов и иных ресурсов; сведение к минимуму давления на окружающую среду всех используемых видов энергии и ресурсов и принятие мер для превращения инвестиций в природоохранную деятельность и движущую силу экономического роста.

Швеция планирует отказаться от нефти, угля и газа и перейти на энергию из возобновляемых источников уже к 2020 году. Бразилия планирует перевести 80% транспорта на биотопливо из сахарного тростника. Тайвань активно внедряет солнечные батареи. В России в конце 2009го был принят закон об отказе от обычных ламп накаливания.

Страны борются за светлое будущее, кто как может, используя возможные средства, поддерживая тех, кто делает успешные попытки на пути к «озеленению» экономики. К примеру, грузовые электромобили Newton, поступившие на службу в армию США являются адоптированными электрогрузовиками компании Smith Electric, которая первоначально выпустила подобный электромобиль для внутригородских перевозок, и добилась в этом начинании заметных успехов, получив грант в 32 миллиона долларов от правительства. Но не обошлось и без помощи международных организаций. Большую роль в продвижении концепции «зеленой экономики» в жизнь внесла Экономическая и Социальная Комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), членами которой из стран постсоветского пространства являются Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджкистан, Узбекистан и Туркменистан. По инициативе ЭСКАТО в 2005 г. была принята стратегия «зеленого» роста, которая первоначально включала четыре приоритетных направления: рациональные модели потребления и производства; «озеленение» предприятий и рынков; устойчивая инфраструктура и «зеленая» налоговая и бюджетная реформы. Впоследствии были добавлены еще два направления - инвестирование в природный капитал и показатели экологической эффективности.

Для перехода к «зеленой экономике» предлагается широкий спектр инструментов:

  • - соответствующее принципам устойчивого развития ценообразование, включая отказ от неэффективных субсидий, оценку природных ресурсов в денежном выражении и введение налогов на то, что вредит окружающей среде;
  • - политика государственных закупок, которая поощряет производство экологичной продукции и использование соответствующих принципам устойчивого развития методов производства;
  • - реформирование систем «экологического» налогообложения, предполагающего смещение акцента с налога на рабочую силу на налоги на загрязнение;
  • - рост государственных инвестиций в соответствующую принципам устойчивого развития инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии, строительство энергоэффективных зданий) и природный капитал для восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала;
  • - целевая государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;
  • - социальные стратегии, призванные обеспечить согласование между целями в социальной области и существующими или предлагаемыми экономическими стратегиями.

Зелеными экономистами предлагается установление налога Тобина в размере 1 % от всех международных торговых сделок, с тем, чтобы направлять собранные средства бедным странам с целью торможения усиливающейся дифференциации между развитыми и не очень странами. Кроме этого, предлагается использовать категорию «природный капитал» (Natural capital) вместо категории «природные ресурсы», которая как бы свидетельствует о пассивной роли природы в экономике. Для ускоренного формирования устойчивой низкоуглеродной экономики решающую роль будет играть международное сотрудничество по таким направлениям как развитие и распространение чистых технологий, например, технологий улавливания и захоронения СО2, технологий использования возобновляемых источников энергии или же экологически приемлемых компьютерных технологий для повышения энергоэффективности, а также дальнейшее развитие международного рынка экологических товаров и услуг. Избежать кризисов, сохранить окружающую среду и добиться повышения уровня жизни людей в отдаленных районах можно с помощью "озеленения" экономики и объединения многосторонних усилий с самых разных сферах. Например, применение компьютерной графики в кино избавило от необходимости на съемках крушить автомобили, взрывать тонны горючего, поскольку все это может модулироваться виртуально. Набирает популярность "зеленое" строительство более экономичных в плане потребления энергии зданий; "зеленая" модернизация 200 тыс. квартир позволила создать 25 тыс. новых рабочих мест и сохранить 116 тыс. старых. "Зеленые" рабочие места создаются все более быстрыми темпами. В общей сложности, ныне в мире насчитывается 2.3 млн. таких рабочих мест. В том числе, ветряная энергетика обеспечивает работой около 300 тыс. человек, солнечная энергетика - 600 тыс., индустрия производства биотоплива - более 1 млн. 250 тыс. работников автоиндустрии ныне выпускают экономичные автомобили - всего в этом секторе экономики заняты около 8 млн. человек. Примерно 40% мировой стали и около 25% алюминия производятся путем переработки отходов, что позволяет обеспечить работой около 250 тыс. человек.

Еще одно направление зеленой экономики - это глобальная диета. Чтобы лично поддержать мировое эко-движение, достаточно похудеть. Поджарому населению нужно меньше еды, а заодно снижаются транспортные выбросы. Борьба с мусором тоже становится задачей государственного уровня. Несколько лет назад в Китае закрылся крупнейший завод, производивший пластиковые пакеты. На нем работали двадцать тысяч человек. Китайцы использовали до трех миллиардов пластиковых пакетов ежедневно. Так что правительство было вынуждено закрыть завод, чтобы избежать экологической катастрофы. Чжоу Шэнсянь сказал: "Китай, наряду с реализацией целей экономического развития, больше всего заботит обеспечение 1,3 миллиардного населения чистой питьевой водой, чистым воздухом, безопасными продуктами питания и красотой натуральной природы". Евросоюз уже в ближайшее время планирует запретить производство пакетов из неперерабатываемого пластика и заменить их биопакетами. Как-то один турист в Лондоне хотел купить себе пару йогуртов на завтрак и попросил пакет. В этот момент в очереди воцарилась тишина и продавщица, смерив его взглядом, пакет таки продала. Люди там едва ли не поголовно ходят со своими эко-сумками. Кстати, для того, чтобы включиться в эту глобальную схему зеленой экономики, не нужно кардинально менять свою жизнь. И не обязательно ждать, когда в магазинах будут продаваться исключительно энергосберегающие лампочки. Достаточно сделать первый небольшой шаг. Самостоятельно. Каждый борется с этим как может, кто-то стирает пластиковые пакеты и развешивает их сушить на веревке (отличная альтернатива эко-сумкам), а кто-то просто собирает железные или стеклянные склянки, сдаёт их, тем самым делает мир немножечко чище. Наша планета одна и ей нет равных и задачей каждого из её жителей является её защита, как уникальной и единственной в своем роде планеты.

Зеленая – ориентированная на экологию – экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

Вопросы экологии

В XXI веке проблемы экологии из вторичных превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами «зеленая экономика». Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

Важными чертами «зеленой экономики» являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых

На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования во-зобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт» отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

Проблемы надзора

Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию «зеленого» курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

u Ликвидация государственной экологической экспертизы.

v Возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду.

w Отсутствие экономических стимулов для перехода на «зеленые» технологии.

x Государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды.

y Минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение «зеленого» законодательства.

Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве «работающих» методов могут стать налоговые льготы и освобождения.

Для отечественной практики эта тема является новой, однако не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

От ответственности не уйти

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу.

Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Особое практическое применение получили ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами», 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» и 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»1.

Все составы вышеназванных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

От состояния экологии зависит здоровье как отдельных граждан, так и общества в целом. В связи с этим в УК РФ введена глава 26 «Экологические преступления». В ней нашли свое отражение следующие статьи: 250 «Загрязнение вод», 254 «Порча земли», 258 «Незаконная охота» и т. д.

Субъективная сторона экологических преступлений выражается в форме косвенного умысла, то есть лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

На практике за нарушения данного рода при применении как норм КоАП РФ, так и УК РФ суды, как правило, применяют ответственность в виде штрафа.

Работаем на перспективу

Для обобщения и систематизации политического курса, направленного на обеспечение охраны окружающей среды, 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Основы). Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разно-образия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы РФ и ее граждан.

Основными стратегическими целями данного документа являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разно-образия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн гектаров (п. 3 Основ).

Для официального документа положение дел выглядит удручающе. Все данные статистические наблюдения относятся в большей степени к густонаселенным территориям РФ. Выходом из сложившейся обстановки могут стать либо насильственное расселение людей из мегаполисов, либо создание условий, обеспечивающих комфортное проживание населения в крупных центрах. Первый способ можно отнести к государственным рычагам давно минувших лет, а второй – является доступным и цивилизованным решением проблемы. Однако при его реализации необходим целый комплекс мер, многие из которых нашли свое отражение в разделе IV «Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития» Основ. В данном вопросе особое значение необходимо уделить механизмам, решающим задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановления нарушенных естественных экологических систем, обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и охранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

На наш взгляд, разработка программы на столь длительный срок является не достаточно обоснованным шагом. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях молниеносного и взрывного характера современной экономики возможны кардинальные переме ны хозяйственной деятельности в течение двух-трех лет. В результате претворения в жизнь всех заявленных пунктов Основ законодатель к концу срока выполнения программы снова может оказаться не подготовленным к резким виражам ее величества Экономики. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и вводить в Основы решения актуальных проблем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Зеленая экономика" - экономика будущего

Аннотация

В статье произведен анализ предпосылок возникновения стратегии «зеленой экономики» в мире, перечислены основные этапы возникновения данной концепции в мире. Проанализированы основные характеристики зеленой трансформации бизнеса. Выявлена и обоснована необходимость создания «зеленой экономики» в Казахстане. Освещены выработанные этапы перехода Казахстана к «зеленой экономике». Базируясь на проведенном исследовании, автором обобщена основная информация по теме и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: «зеленая экономика», окружающая среда, природные ресурсы, промышленность, Казахстан, «зеленая» инфраструктура

Ма?алада?лемде "жасыл" экономика стратегиясыны? пайда болуыны? ал?ышарттарына талдау ж?ргізілген, берілген т?жырымдаманы? ?лемдегі пайда болуыны? негізгі кезе?дері тізімделген. Бизнесті? жасыл т?рленуіні? негізгі сипаттамалары талдан?ан. ?аза?станда "Жасыл экономка?а" ?туіні? ??делген кезе?дері айтыл?ан. Ж?ргізілген зерттеуге негізделе отырып, автор та?ырып бойынша негізгі а?параттарды жалпай отырып, с?йкес?орытындылар шы?ар?ан.

In the article the analysis of the prerequisites of the strategy of "green economy" in the world, are the main stages of the origin of this concept in the world. Analyzed the main characteristics of green business transformation. Identified and the necessity of the creation of a green economy in Kazakhstan. Lighted developed stages of transition of Kazakhstan to "green economy". Based on the study, the author summarizes basic information on the topic and draw conclusions.

зеленый экономика бизнес стратегия

За последние годы «зеленая» экономика прошла немалый путь, превратившись из модной теоретической концепции в реальное направление экономической политики большинства ведущих государств мира.

В соответствии с наиболее широко цитируемым определением, предложенным Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), под «зеленой» понимают такой вид экономики, которая стимулирует рост благосостояния и социального равенства, при одновременном существенном понижении уровня природных (экологических) рисков и экологических дефицитов . Таким образом, «зеленая» экономика понимается в широком контексте как экономика, соответствующая целям устойчивого развития, то есть достижению сбалансированности экономического роста, ресурсов природной среды и потребностей общества.

Наиболее распространенный подход к анализу «зеленой» экономики считают исследование динамики развития отдельных «зеленых» секторов мирового хозяйства и технологий. К примеру, в капитальном докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) «Навстречу «зелёной» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности» в качестве основных выделены сектора и подсистемы, такие как: сельское хозяйство, рыболовство, управление водными ресурсами, лесное хозяйство; возобновляемая энергетика, производство, отходы, здания, транспорт, туризм, финансы .

Принципиальной особенностью является системный характер влияния экологических факторов на бизнес, так как они в той или иной степени будут затрагивать все подсистемы и процессы управления в компаниях, а также воздействовать на все элементы их внутренней и внешней среды . При этом характер и степень такого воздействия являются уникальными для каждой страны, отрасли и для каждой компании в заданной отрасли.

Технологии, наиболее часто относимые к «зеленым», в долгосрочном плане направлены на повышение энерго- и ресурсоэффективности, перестройку энергетической и транспортной инфраструктур на низкоуглеродной основе, то есть за счет внедрения возобновляемых источников энергии, сокращающих выбросы парниковых газов; внедрение новых инструментов анализа и управления энергопотреблением, отходами и вредными выбросами и т.д.

Эволюция подходов мировых компаний к экологическим проблемам показывает, что они прошли значительный путь адаптации своих стратегий к новым условиям государственного регулирования, повышения цен на энергию и природные ресурсы, возросших требований потребителей, сотрудников и других заинтересованных сторон.

В наиболее общем виде, долгосрочное изменение отношения компаний к проблемам устойчивого развития можно представить как ряд сменяющих друг друга стадий, каждая из которых расширяет и углубляет интеграцию экологических факторов в стратегии компаний (рисунок 1).

Рисунок 1 - Обобщенная схема эволюции отношения мировых компаний к проблемам устойчивого развития

На первом этапе компании в основном рассматривали охрану окружающей среды лишь как вынужденные расходы, стремясь ограничиться формальным соблюдением требований государства и минимизировать свои риски. Непосредственно в 1980-е годы было выяснено, что экологические факторы серьезно влияют как на производственную инфраструктуру (необходимость затрат на очистные сооружение и разработку более экологически чистых технологий и процессов производства); так и на продвижение продукции на рынке (оказавшийся высоким спрос потребителей на «зеленые» товары). Это привело к тому, что произошло формирование в крупнейших фирмах систем экологического менеджмента производством, а в 1990-е годы произошло их закрепление в международных стандартах ИСО (система стандартов 14000). Тем не менее, до недавнего времени управление экологическими факторами оставалось отдельной функцией управления, не оказывая определяющего влияния на общие стратегии компаний .

Лишь в последние годы происходит активная интеграция экологических (социальных) факторов в стратегии предприятий. Этому способствовало усиление глобальных изменений в бизнесе, обусловленных следующими долгосрочными трендами.

Обострение глобальных природных рисков и ущербов от них. С 1970-х годов общее число природных катастроф возросло в 5 раз, в среднем с 69 до 350 в год, что привело к резкому росту как ущерба, так и числа пострадавших (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика оценок ущербов и числа пострадавших от природных катастроф в 1970-1979 и 2000-2009 годы

Усиление международного и национального экологического регулирования особенно в ряде развивающихся стран. Если раньше компании могли «решать» экологические проблемы путем переноса наиболее вредных производств на территории со слабым (либо отсутствующим) экологическим законодательством, уже в ближайшие годы такая стратегия может быть исчерпана.

Поиск новых источников экономического роста. В большинстве стран мира поддержка «зеленых» отраслей промышленности стала одним из важных направлений программ по преодолению мирового экономического кризиса с целью запуска на их основе новой волны экономического роста. В более долгосрочной перспективе можно назвать как минимум две принципиально новые сферы, способные в будущем создать огромные рынки. Первое, глобальный мегатренд формирования «второго золотого миллиарда» потребителей - мирового среднего класса, частью которого должны стать жители Китая, Индии и прочих развивающихся стран.

Второе, ожидаемое более активное участие бизнеса в области оказания услуг, которые связаны с выявлением и разрешением мировых проблем - сохранение экосистем и природных комплексов; борьба с голодом и бедностью, снижение заболеваемости .

Дальнейший рост роли нематериальных факторов в управлении и повышение значимости интеллектуального капитала предприятия. Усиление конкуренции в современных условиях привело к тому, что акцент при продвижении все большего количества товаров и услуг сегодня делается не столько на их функциональных характеристиках, сколько на дизайне и образах, которые олицетворяет данный продукт. Особенно данная тенденция усилилась в результате стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в первую очередь, интернета и социальных сетей. Это оказало колоссальное влияние на бизнес-процессы компаний, сделав интеллектуальный капитал многих ведущих компаний наиболее ценными их активами .

В данных условиях интеграция приоритетов устойчивого развития в бизнес - стратегии и умение донести данные приоритеты до потребителей, инвесторов и других заинтересованных сторон обретает для развития большинства предприятий первостепенное значение. Как показывают результаты опроса директоров крупных мировых предприятий, который проводился в 2013 году (рисунок 4), пять из семи приоритетов наиболее значимых причин их внимания к проблемам устойчивого развития взаимосвязаны с укреплением отношений с заинтересованными сторонами, то есть повышением интеллектуального капитала предприятия.

Рисунок 3 - Основные мотивы внимания к проблемам устойчивого развития (Результаты опроса директоров 766 мировых компаний, допускалось несколько ответов)

Рассмотренные тенденции подтверждают, что «зеленая» трансформация бизнеса заключается не только в модернизации его производственной инфраструктуры, но также в институциональных и структурных изменениях. Рассмотрим подробнее институциональные вызовы, стоящие сегодня перед бизнесом.

При переходе Казахстана к «зеленой» экономике необходимо:

*повышение эффективности ресурсов;

*усовершенствование казахстанской инфраструктуры;

*улучшение благосостояния населения республики.

Реализовать Концепцию перехода планируется в 3 этапа:

1. С 2013 по 2020 годы осуществить оптимизацию применения ресурсов и увеличение уровня эффективности природоохранной деятельности, создать «зеленую» инфраструктуру;

2. С 2020 по 2030 годы, данный этап заключается в осуществлении рационального использования природных ресурсов, внедрении возобновляемой энергетики на основе высоких технологий;

3. С 2030 по 2050 годы - это этап перехода казахстанской экономики к принципам «третьей промышленной революции», в основе которой - использование природных ресурсов в случае их возобновляемости .

Необходимо также выделить ключевые направления развития «зеленой» экономики в нашей стране, которые заключаются в:

1. Внедрении возобновляемых источников энергии.

3. Повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

4. Развитии органического земледелия в сельском хозяйстве.

5. Совершенствовании системы управления отходами.

6. Совершенствовании системы управления водными ресурсами.

7. Развитии “чистого” вида транспорта.

8. Сохранении и эффективном управлении экосистемами.

В создании «зеленой» экономики ведущая роль принадлежит государству, как нам кажется, оно должно решить следующие первоочередные задачи:

*введение экологических налогов:

*ужесточение экологических требований и сокращение государственных субсидий для «коричневой» промышленности:

*значительные государственные инвестиции в «зеленую» промышленность и переход к «зеленым» государственным закупкам:

*трансферт и внедрение новейших «зеленых» технологий.

Введение экологических налогов это переход с налогов «на труд» и «на бизнес» на налоги на потребление ресурсов.

Наиболее отработанно в мире внедрение налогов на электроэнергию (без возобновляемых источников), на моторное топливо, на забор воды из природных источников, на будущее образование отходов.

Взамен сокращаются налоги на низкую заработную плату, корпоративный налог, социальные налоги и пенсионные отчисления.

Необходимо провести анализ и расчеты выгодности перехода на экологические налоги в Казахстане.

В Казахстане необходимо сокращение налоговых льгот и тарифных преференций крупным недропользователям и другим грязным производствам, а также отказ от бюджетного финансирования научных разработок в области совершенствования «коричневых» технологий, и наконец, прекращение политического и экономического поощрения инвестиций в «коричневые» секторы экономики.

Необходимо провести анализ существующих государственных субсидий коричневой экономике и обосновать необходимость их перераспределения в зеленую экономику.

Природные активы, такие, как леса, озера, заболоченные территории и бассейны рек -- важные составляющие природного капитала на уровне экосистемы. По нашему мнению, необходимо провести научный анализ оценки экосистемных услуг в условиях Казахстана и предложить механизмы их возмещения.

Необходимо провести анализ ситуации и обосновать необходимость инвестиций и исследований в Казахстане по озеленению производственной отрасли.

Повторное использование материалов и получение энергии из отходов становятся все более прибыльными, и эта тенденция будет сохраняться, поскольку отходы становятся все более ценными ресурсами.

Из отходов можно производить пригодную для продажи продукцию, например, электроэнергию: емкость рынка электроэнергии, произведенной из отходов (WtE, waste-to-energy) уже в 2013 году оценивалась в 20 млрд. долларов США, а к 2014 году увеличилась еще на 30%.

Ежегодно в мире, главным образом в сельской местности, генерируется 140 млрд. метрических тонн сельскохозяйственных отходов. энергетический потенциал которых соответствует энергетическому потенциалу 50 млрд. тонн нефти. В сценарии «зеленой» экономики к 2050 году вся эта биомасса должна будет использоваться для получения компоста или электроэнергии. Необходимо провести анализ ситуации и обосновать необходимость инвестиций и исследований в Казахстане по получению энергии из отходов.

Очевидно, что для перераспределения капитала и финансовых ресурсов в целях ускорения построения «зеленой» экономики потребуются значительные изменения в философии, культуре, стратегии и подходах в ключевых для функционирования финансовой системы секторах -- банковском, инвестиционном и страховом, и, прежде всего, придется отказаться от столь распространенной сегодня практики планирования только на ближайшую перспективу.

Наиболее важно для зеленой экономики развитие органов местного самоуправления, которые во всем мире очень тесно связаны с вопросами экологии, поэтому реформирование экологического законодательства невозможно без определения их участия в государственной системе управления охраной окружающей среды.

Органам местного самоуправления могут быть переданы во владение или выкуплены ими земли и объекты общего пользования. расположенные на территории компактного проживания или занятой собственными или арендованными земельными участками землепользователей.

Все еще имеется общее отсутствие информированности и низкое понимание о процессах и контексте «зеленой» экономики (экологизации экономики), а существующие учебные программы не достаточно широко охватывают все спектры потребностей, интересов бизнес-сообществ не только в Центральной Азии, но и во всем мире.

Академия зеленого бизнеса поможет подготовить более опытную профессиональную рабочую силу, которая будет в состоянии реализовывать стратегии устойчивого развития, особенно в области комплексного использования природных ресурсов (вода и энергетика). практики, более приверженные социальным потребностям и проблемам.

Необходимо провести анализ существующих образовательных и информационных программ и обосновать мероприятия по совершенствованию образования и пропаганды в сфере устойчивого развития и озеленения экономики. Также необходимо разработать концепцию создания Академии зеленого бизнеса.

Практическую реализацию предложений Глобальной энергоэкологической Стратегии предлагается начать с Межрегиональной Программы Зеленый Мост на период 2012- 2020 гг. .

Озеленение» не только приводит к увеличению богатства, и в т.ч. являющихся общим достоянием экологических ресурсов или природного капитала, но и обеспечивает (за шестилетний период) более высокие темпы роста ВВП, а этот рост, как известно. -- один из основных показателей благополучия экономики.

Установлена неразрывная связь между искоренением бедности и лучшим поддержанием и сохранением являющихся общим достоянием экологических ресурсов, обусловленная тем, что бедные слои населения непосредственно выигрывают от увеличения природного капитала.

При переходе к «зеленой» экономике создаются новые рабочие места в количестве, которое со временем превышает число рабочих мест, исчезнувших в «коричневой» экономике. Однако на определенном этапе перехода сокращение рабочих мест неизбежно, что требует вложения средств в профессиональную переподготовку рабочей силы. Необходимо провести детальные расчеты для обоснования количественных значений каждого результата.

Список использованных источников

1. Бауэ Б. Инвестирование для устойчивого развития. // В кн.: Россия в окружающем мире - 2008. Устойчивое развитие, экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. / отв. ред. Н.Н. Морфенин. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. 362с.

2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджента», 2011, - 255с.

3. Варфоломеев В.П. Управление высокотехнологичным производством. - М.: Экономика, 2013, - 511с.

4. Гараедаги Д. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. - Минск: Гревцов Паблишер, 2009, - 251с.

5. Chapple K. Defining the Green Economy: a Primer on Green Economic Development, University of California Center for Community Innovation, November 2013.

6. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

7. Укрепляя сотрудничество на пути к «зеленому» росту

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки теории устойчивого развития экономики: роль научно-технической революции. Четыре принципа регулирования условий жизни согласно нормативистской теории. Ресурсная, биосферная и интегративная модели устойчивого развития. Оценка региона Баренцева моря.

    реферат , добавлен 28.10.2012

    Теневая экономика в современном мире. Определение и виды теневой экономики. Закономерности развития различных видов теневой экономики. Причины возникновения и развития. Теневой сектор экономики в Украине, его формирование, особенности и методы борьбы.

    реферат , добавлен 22.03.2009

    Генезис и векторы развития теневой экономики. Феномен теневой экономики в интерпретациях марксизма, институционализма, неолиберализма. Особенности развития теневого бизнеса в России. Законодательные меры борьбы с данной проблемой современного общества.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2015

    Понятие и структура "теневой экономики", причины ее возникновения и развития, направления и этапы институализации. Специфические признаки и свойства мировой и российской "теневой экономики", сравнительная характеристика, нормативное обоснование борьбы.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Концепция и причины экономической трансформации. Характеристика основных направлений преобразований экономики. Процесс развития производительных сил. Роль государства в трансформации экономики. Результаты преобразований экономики Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2015

    Теневая экономика: сущность и причины возникновения. Проявления теневой экономики в мире. Группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики. Наиболее значимые сферы теневой экономики в современной России. Пути выхода из теневой экономики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Переходная экономика, глобальные закономерности трансформации экономики. Необходимость и особенности государственного регулирования экономики в переходный период. Модель "шоковой терапии" в Польше. Этапы реформирования экономики Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2013

    Выяснение предпосылок кризисных явлений и анализ средств и методов, используемых во время проведения антикризисных политик. Изучение ведущих методов регулирования экономики на примере Германии и одной из крупнейших немецких компаний "Mercedes–Benz".

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

    Экономика знаний - тип экономики, в котором производство и внедрение знаний и инноваций играют решающую роль в обеспечении долговременного устойчивого развития. Особенности, закономерности экономики знаний. Ее становление и развитие в России и за рубежом.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Характеристики и принципы функционирования рыночной экономики. Факторы формирования российской модели рыночной экономики. Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации. Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития.

«Зеленая» экономика – особая модель экономики

Старая «модель ресурсоемкой экономики» приведет к увеличению расходов и снижению производительности. Продолжающиеся до сих пор кризисы являются показателями этой модели и, наконец, образуют идею новой модели «зеленой экономики», в которой материальное благополучие не обеспечивается неизбежно за счет увеличивающихся экологических рисков, экологических дефицитов и социального неравенства.

В рамках Конференции Рио+20 государства согласились создать концепцию «зеленой» экономики как важный инструмент устойчивого развития.

Концепция «зеленой» экономики – это модель, которая ведет к улучшению здоровья и социальной справедливости населения, а также к значительному снижению опасных воздействий на окружающую среду и к снижению экологического дефицита. Таким образом, «зеленая» экономика, в ее простейшей форме, может рассматриваться как низкоуглеродная, ресурсосберегающая и социально инклюзивная модель экономики.

Концепция «зеленой экономики» не заменяет концепцию устойчивого развития, но наблюдается широкое признание того, что достижение устойчивости почти полностью основывается на получении экономического права.

Определения «зеленой» экономики

Большинство интерпретаций «зеленой» экономики признают, что экосистемы, экономика, благополучие населения и связанные с ними виды капитала тесно связаны между собой.

Программа Организации объединенных наций по охране окружающей среды (UNEP) определяет «зеленую» экономику как инструмент, приводящий к повышению благосостояния людей и социального равенства, и значительно снижающий неблагоприятное воздействие на окружающую среду и риски экологической деградации.

ОЭСР разработала и ввела концепцию «зеленого роста», определив ее как максимальное обеспечение экономического роста и развития, не оказывая воздействия на количество и качество природных активов и используя потенциал роста, который возникает при переходе к «зеленой» экономике. То есть, «зеленый рост» - это рост ВВП, который подчиняется «зеленым» условиям и делает упор на «зеленые» секторы как на новые двигатели роста.

«Зеленый» рост представляет собой как проблему, так и возможность для рынка труда, который, в свою очередь, является основным фактором возможного «зеленого» роста. Динамика ответных мер и хорошее функционирование рынков труда играют ключевую роль в облегчении перехода к «зеленой» и ресурсоэффективной экономике. Переход к устойчивой экономике приводит к изменениям, некоторые из них довольно серьезные, в структурах трудоустройства и в профессиональных профилях рабочих.

Основные принципы «зеленой» экономики UNEP

Справедливость и объективность, как в рамках одного поколения, так и между поколениями;
Согласованность с принципами устойчивого развития;
Превентивный подход к социальным воздействиям и воздействиям на окружающую среду;
Оценка природного и социального капитала, например, интернационализации внешних расходов, зеленого учета, расходов на протяжении всего срока эксплуатации и совершенствования управления;
Устойчивое и эффективное использование ресурсов, потребление и производство;
Потребность в достижении существующих макроэкономических целей посредством создания «зеленых» рабочих мест, искоренения нищеты, повышения конкурентоспособности и роста в ключевых секторах.

Принципы «зеленой» экономики для Беларуси (предложение проекта)

1. Дальнейшее развитие природоохранного законодательства и применение наиболее успешных практик в вопросах управления воздухом, водой, почвами и обращения с отходами.

2. Расширение сектора органического сельского хозяйства, введение сертификатов на органическую продукцию в стране и увеличение импорта органической продукции.

3. Продвижение решений по эко-инновациям, основанным на высоком исследовательском потенциале Республики Беларусь.

4. Использование законодательных и экономических инструментов для смягчения последствий изменения климата и поддержки мер по адаптации.

5. Введение мероприятий по энергоэффективности в городах Республики Беларусь.

6. Привлечение прямых иностранных инвестиций и создание «зеленых» рабочих мест.

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, г. Москва.

Экология - одна из наиболее актуальных проблем современности. Вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. В результате истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. В этом номере мы обратились к некоторым проблемам правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Но разговор не окончен...

Зеленая - ориентированная на экологию - экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

Вопросы экологии

В XXI веке проблемы экологии из вторичных превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами "зеленая экономика". Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

Важными чертами "зеленой экономики" являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых.

На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования возобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН "Энергетика и транспорт" отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

Проблемы надзора

Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию "зеленого" курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

  1. ликвидация государственной экологической экспертизы;
  2. возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду;
  3. отсутствие экономических стимулов для перехода на "зеленые" технологии;
  4. государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды;
  5. минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение "зеленого" законодательства.

Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве "работающих" методов могут стать налоговые льготы и освобождения.

Для отечественной практики эта тема является новой, однако не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

От ответственности не уйти

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу.

Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Особое практическое применение получили ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами", 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" и 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах" <1>.

<1> "Подборка судебных решений по ст. ст. 8.2, 8.13, 8.21, 8.31 за 2011, 2012 гг. "ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения".

Все составы вышеназванных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

От состояния экологии зависит здоровье как отдельных граждан, так и общества в целом. В связи с этим в УК РФ введена глава 26 "Экологические преступления". В ней нашли свое отражение следующие статьи: 250 "Загрязнение вод", 254 "Порча земли", 258 "Незаконная охота" и т.д.

Субъективная сторона экологических преступлений выражается в форме косвенного умысла, то есть лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

На практике за нарушения данного рода при применении как норм КоАП РФ, так и УК РФ суды, как правило, применяют ответственность в виде штрафа.

Работаем на перспективу

Для обобщения и систематизации политического курса, направленного на обеспечение охраны окружающей среды, 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы). Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы РФ и ее граждан.

Основными стратегическими целями данного документа являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн. гектаров (п. 3 Основ).

Для официального документа положение дел выглядит удручающе. Все данные статистические наблюдения относятся в большей степени к густонаселенным территориям РФ. Выходом из сложившейся обстановки могут стать либо насильственное расселение людей из мегаполисов, либо создание условий, обеспечивающих комфортное проживание населения в крупных центрах. Первый способ можно отнести к государственным рычагам давно минувших лет, а второй - является доступным и цивилизованным решением проблемы. Однако при его реализации необходим целый комплекс мер, многие из которых нашли свое отражение в разделе IV "Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития" Основ. В данном вопросе особое значение необходимо уделить механизмам, решающим задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановления нарушенных естественных экологических систем, обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и охранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

На наш взгляд, разработка программы на столь длительный срок является не достаточно обоснованным шагом. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях молниеносного и взрывного характера современной экономики возможны кардинальные перемены хозяйственной деятельности в течение двух-трех лет. В результате претворения в жизнь всех заявленных пунктов Основ законодатель к концу срока выполнения программы снова может оказаться не подготовленным к резким виражам ее величества Экономики. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и вводить в Основы решения актуальных проблем.

Таким образом, несмотря на упорство бизнеса, будущее планеты за "зелеными" технологиями. Россия активно вступает в международное сообщество, где приоритетом избран путь защиты, а не уничтожения природы. Глобализация заставляет многие страны пересматривать существующий путь в экономике и политике. РФ в данном вопросе не исключение. Уже сейчас можно говорить о сдвиге в лучшую сторону состояния экологии в нашей стране. Но из-за отсутствия благоприятного инвестиционного климата "зеленые проекты" с трудом пробиваются через тернии "сырьевых игл".



Похожие публикации