Когда расформировали налоговую полицию. Налоговая полиция. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

один из правоохранительных органов, призванных участвовать в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами ФСНП РФ являются:

выявление, предупреждение и пресечение в сотрудничестве с другими правоохранительными органами налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

Для выполнения этих задач ФСНП РФ обязана: проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба; осуществлять в пределах своей компетенции производство по Делам о налоговых преступлениях и нарушениях; принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку; обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность; исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий; оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства; проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции; осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления РФ о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается теми широкими правами, которые предоставлены органам ФСНП РФ Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. (с последующими поправками и уточнениями).

Систему органов ФСНП РФ РФ составляют: Федеральная служба налоговой полиции РФ (на правах государственного комитета РФ); территориальные органы ФСНП РФ в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (управления, отделы); местные органы налоговой полиции - органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП РФ.

ФСНП РФ возглавляет Директор Федеральной службы налоговой полиции РФ (в ранге председателя государственного комитета РФ), который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. (К. Г.)

  • - основной разведывательный орган Западной Германии. Создана в 1956 году на базе так называемой "Разведывательной организация Гелена", существовавшей с 1947 года и работавшей в основном на американскую разведку...

    Контрразведывательный словарь

  • - составная часть сил обеспечения безопасности РФ, федеральный орган исполнительной власти...

    Пограничный словарь

  • - служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в установленных сферах ведения в соответствии с Указом Президента РФ "О системе федеральных органов исполнительной...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в установленной сфере ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере обеспечения безопасности России и координирующий контрразведывательную деятельности. Основана в 1993...

    Политология. Словарь.

  • - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и...

    Финансовый словарь

  • - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.Синонимы: ...

    Финансовый словарь

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - в РФ органы Федеральной службы налоговой полиции, выполняющие функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или...

    Большой юридический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - Федер"альная миграци"онная сл"...
  • - Федер"альная погран"ичная сл"...

    Русский орфографический словарь

  • - Федер"альная сл"ужба безоп"...

    Русский орфографический словарь

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ" в книгах

ДЕБАТЫ ВОКРУГ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

Из книги 10 безумных лет. Почему в России не состоялись реформы автора Фёдоров Борис Григорьевич

ДЕБАТЫ ВОКРУГ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ Я уже говорил, что еще в 1993 году активно выступал против создания обособленной налоговой полиции. Время полностью подтвердило мою правоту, а сам «прародитель» полиции А.Починок в 1998 году с горечью признался мне, что это была одна из его

Из книги От КГБ до ФСБ (поучительные страницы отечественной истории). книга 2 (от МБ РФ до ФСК РФ) автора Стригин Евгений Михайлович

ГЛАВА VI. Федеральная служба контрразведки

Глава 7. Служба в полиции

Из книги автора

Глава 7. Служба в полиции Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции 1. Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 23.6. Федеральные органы налоговой полиции 1. Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5, частью 3 статьи 14.16, статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных

89. Федеральная пограничная служба Российской Федерации

автора Кановская Мария Борисовна

89. Федеральная пограничная служба Российской Федерации Федеральная пограничная служба РФ (ФПС) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция Налоговая полиция была создана в соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Федеральные органы налоговой полиции являются составной частью обеспечения

102. Направления деятельности налоговой полиции

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

102. Направления деятельности налоговой полиции Деятельность налоговой полиции осуществляется по следующим направлениям: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;осуществление административной деятельности;проведение

103. Состав налоговой полиции

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

103. Состав налоговой полиции Одной из задач, стоящих перед налоговой полицией, является обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим органы

117. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции

Из книги Правоохранительные органы. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

117. Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности и налоговой полиции Структура следственного аппарата органов Федеральной службы безопасности следующая:Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;следственные управления (отделы) в

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Из книги Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» с образцами заявлений: по состоянию на 2013 год автора Автор неизвестен

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г. Москвы 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7 Руководитель – Онищенко

16. Федеральная налоговая служба, ее задачи

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

16. Федеральная налоговая служба, ее задачи Налоговыми органами в России являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в России.Налоговые органы вправе:1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора

1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Из книги Права пациентов на бумаге и в жизни автора Саверский Александр Владимирович

1. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздравсоцразвития осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная антикоррупционная служба

Из книги Экономика во лжи [Прошлое, настоящее и будущее российской экономики] автора Кричевский Никита Александрович

Федеральная антикоррупционная служба В России, несмотря на давно уже ставшую привычной негодующую риторику высших государственных служащих, обуздать коррупцию не удается на протяжении уже более двух десятилетий (за аналогичный период Сингапур вплотную подошел к

Из книги КГБ был, есть и будет. ФСБ РФ при Барсукове (1995-1996) автора Стригин Евгений Михайлович

ГЛАВА XII. Федеральная служба безопасности

ГЛАЗ КАК ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗМА

Из книги Очки-убийцы автора Панков Олег

ГЛАЗ КАК ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗМА В настоящей главе будут рассмотрены тайные и явные связи органа зрения с другими органами чувств и внутренними органами.История народной и научной медицины показывает, что радужка глаза является не единственным

Налоговая полиция: общая характеристика, особенности правового статуса. Налоговая полиция - это орган исполнительной власти, осуществляющий в целях обеспечения финансово-экономических интересов общества и государства полицейскую деятельность и применяющий для этого практически значительную часть методов полицейской деятельности: административный надзор, административное принуждение, сбор полицейской информации и т.д. Российский законодатель резонно и вполне точно в начале 90-х годов XX в., отбросив идеологические костыли, назвал орган своим настоящим именем: «налоговая полиция». Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» данная структура была преобразована в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФСЭНП МВД России) с теми же функциями, какими располагала Федеральная служба налоговой полиции. В Указе предписывается: «Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений»1.

В Положении о ФСЭНП МВД России, принятом в Приложении к приказу МВД России от 5 июня 2003 г., данная служба

1 Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.

>>> 440 >>>

определяется как самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД России, которое в пределах своей компетенции реализует задачи и функции, возложенные на криминальную милицию1. Из существа приведенных положений Указа Президента от 11 марта 2003 г. и Положения о ФСЭНП можно сделать два вывода: 1) что образованная в 90-х годах прошлого века структура была не столько упразднена, сколько преобразована и в новом виде включена в состав МВД России1 2) что по содержанию деятельности Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России в основном продолжает работу Федеральной службы налоговой полиции. Поэтому в научном плане не будет ошибкой называть эту структуру по-прежнему налоговой полицией или, как ее предлагает называть проф.И.И.Кучеров, «налоговой полицией (милицией)»2.

Объектом охраны Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России является экономическая безопасность государства, а, говоря несколько проще и уже - охрана бюджетных «сундуков», недопущение того, чтобы кто-либо из налогоплательщиков незаконно (преступно) уклонился от их наполнения денежными средствами.

Переход к рыночной экономике обусловил необходимость соответствующего контроля в области налогообложения предприятий всех форм собственности, граждан и, в первую очередь, граждан, занятых предпринимательской деятельностью.

В СССР вся экономика была государственной, и вследствие этого правильность исчисления налогов с предприятий, колхозов, совхозов и граждан, своевременность их внесения в соответствующие бюджеты не составляла для государства каких-либо трудностей, т.к. государство, осуществляя финансовый контроль над прибылью собственных организаций и зарплатой служащих и рабочих, могло сравнительно просто взимать налоги и платежи. Формирование рыночных отношений, предполагающих функционирование государственных, муниципальных, частных, акционерных предприятий и организаций, привело к тому, что укрывательство от налогов приобрело массовый характер.

1 См.: Положение о Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приложение № 1 к приказу МВД России от 5 июня 2003 г. № 385.

2 Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран: Курс лекций. М., 2003-С.270.

>>> 441 >>>

В целом исторически уклонение от налогов или, что то же самое, сопротивление налогоплательщика государству - обычное явление. Видный французский цивилист М.Годме писал: «Уклонение от налогов развивалось вместе с налогообложением в такой мере, что некоторые финансисты могли сформулировать закон роста сопротивлению налога в качестве коррелятива к закону Вагнера о постоянном росте государственных расходов»". В России сложилась особенно драматическая обстановка относительно уплаты налогов государству, ибо само государство с октября 1917 г. выступало в роли обманщика народа, то обещая в каждой пятилетке построить коммунизм, то не возвращая деньги по облигациям, как это случилось при Н.С.Хрущеве, то лишая население страны его сбережений, как это произошло в бытность премьер-министром Е.Гайдара. Такое отношение государства к народу обусловливает соответствующее отношение народа к государству при уплате налогов согласно тому, что говорит один персонаж в известной басне Эзопа: «Обманщика вдвойне приятно обмануть».

Уклонение от налогов нарушает социальную справедливость: 1) уменьшает налоговые поступления в казну; 2) из двух конкурирующих фирм в лучшем положении оказывается та, которая сумеет избежать уплаты от налогов; 3) налоговый обман одних влечет за собой повышение налогообложения честных налогоплательщиков. В силу названных причин 21 марта 1991 г. был издан Закон РСФСР «О государственной налоговой службе»2. Согласно этому закону Государственная налоговая служба была призвана осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления налогов, их своевременного внесения в соответствующие бюджеты. Закон также определил правовые основы организации и деятельности налоговых инспекций, их структуру и полномочия.

Однако жизнь показала, что первые шаги налоговых инспекций продемонстрировали абсолютную незащищенность их сотрудников от действий криминальных организаций и явную неприспособленность к работе в криминальной обстановке, характерной для России начала 90-х годов3. Кроме того, появилась

1 Годме М. Финансовое право. М., 1978. С.397.

2 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РсФСР. 1991. № 15. Ст.492.

3 См.: Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное посохе/Под ред.Ю.Ф.Кваши. Т.1. С.439.

>>> 442 >>>

Часть III. Субъекты полицейской деятельности

тенденция к коррумпированию самих налоговых органов. И еще-некоторые из частных фирм уходили от налогообложения, мастерски скрывая производственные мощности и прибегая к фц_ нансовым фальсификациям в области бухгалтерского учета.

Поэтому Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. было создано при Государственной налоговой службе Главное управление налоговых расследований, на которое была возложена функция проведения финансовых расследований путем осуществления оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мероприятий. Возникла налоговая полицейская структура, которая формировалась за счет привлечения на службу квалифицированных работников органов внутренних дел и госбезопасности. При этом использовался опыт зарубежных, главным образом, западноевропейских стран и США, которые имели вышколенные полицейские структуры в области налогового розыска: финансовую гвардию Италии, федеральную налоговую администрацию Швейцарии, Службу внутренних доходов США.

Однако Главное управление налоговых расследований по причине служебной зависимости от Государственной налоговой службы не могло быть объективным в борьбе с коррупцией, находясь внутри налоговых органов. 24 июня 1993 г. Президентом РФ был принят Закон РФ «О Федеральных органах налоговой полиции»1, на основе которого была образована самостоятельная государственная структура на правах федерального ведомства, призванная осуществлять полицейский надзор в области налогообложения. Закон определил данное ведомство как оперативно-розыскное и предоставил ему право осуществлять как дознание, так и предварительное следствие. Правовое положение органов налоговой полиции определялось также Положением о Федеральной службе налоговой полиции РФ. утвержденном Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г.2, и ч.1 Налогового кодекса3.

Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. и другие изданные в дополнение к нему нормативно-правовые акты, с одной стороны, сузили круг полномочий налоговой полиции, а с другой -"

1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР-1993. №29. Ст.1114.

2 См.: Собрание законодательства РФ. 1999. № 39. Ст.4590. 3Тамже. 1998. №31.Ст.3824.

>>> 443 >>>

Глава 2. Специализированные полицейские структуры

распространили некоторые из существенных полномочий на соТрудников милиции, поставив систему органов ФСЭНП МВД России на широкое основание. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации..» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие дополнительные права (новые п 33-35 ст. 11 Закона о милиции): участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов; в соответствии с законодательством получать сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством".

Можно назвать ряд нормативно-правовых актов, образующих правовую основу деятельности Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Это - Конституция РФ, Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»2, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»3, Уголовно-процессуальный кодекс, принятый Государственной Думой 22 ноября 2001 г.4, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации...»5, Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»6, Постановление Правительства РФ от 24 июня 2003 г. «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. «О подразделениях криминальной милиции»7 и другие акты, в том числе ведомственные, из которых важное значение имеет Положение о Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, принятое в Приложении к приказу МВД России от 5 июня 2003 г. Анализ правовых норм, содержащихся в названных нормативно-правовых, а также ведомственных актах, и определяю-

2 См.. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета рСФСР. 1991. №16. Ст.503.

3 См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст.3349.

4 Там же. 2001. №52. Ст.4921.

6 См.: Собрание законодательства РФ. 2003. № 12. Ст.1099.

7 Там же. №26. Ст.2659.

>>> 444 >>>

Часть III. Субъекты полицейской деятельности

щих правовой статус Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России и ее структур в регионах, указывает на особенности этого статуса.

Прежде всего следует указать на то, что компетенция органов ФСЭНП имеет относительно узкую, специализированную направленность1. С одной стороны, место рассматриваемой структуры в системе других полицейских (правоохранительных) органов определяется сходством ее задач, функций и полномочий с задачами, функциями и полномочиями данных полицейских органов, в частности отдельных служб государственной охраны, таможенного контроля, Федеральной службы безопасности. Можно также говорить о тождественности методов и приемов, применяемых органами ФСЭНП МВД России и другими полицейскими структурами. Достаточно сказать, что ФСЭНП МВД России вправе производить оперативно-розыскные мероприятия, производить дознание, возбуждать уголовные дела, относящиеся к их подследственности. Однако, если оперативные аппараты уголовного розыска криминальной милиции органов внутренних дел вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по широкому кругу уголовных дел (убийство, изнасилование, организация преступного сообщества и т.д.), то подразделения Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России и сотрудники милиции по запросу налоговых органов полномочны вести оперативно-розыскную работу с целью выявления только экономических и налоговых преступлений и тех преступных деяний (незаконное предпринимательство, незаконное получение кредита, коммерческий подкуп), которые часто идут в связке с ними. Обнаружение при этом других преступлений влечет за собой передачу соответствующей информации в те полицейские структуры, под компетенцию которых они подпадают.

Особенностью органов налоговой полиции (милиции) является также то, что они выполняют несвойственные полицейским (правоохранительным) органам функции контроля. Так, сотрудник милиции в соответствии с п.33 ст. 11 Закона о милиции и ст. 36 Налогового кодекса РФ вправе самостоятельно про" вести проверку (ревизию) и на основе им же сформулированных выводов, возбудив уголовное дело, провести дознание й

1 См.: Налоговая полиция: Учебно-практическое пособие / Под ред.В.К.бэ баева. М., 1999. С.9-10.

>>> 445 >>>

Глава 2. Специализированные полицейские структуры

предварительное следствие. Таким образом, по отношению к органам внутренних дел и их должностным лицам в действующем законодательстве закреплен совершенно иной подход, согласно которому сотрудник органов внутренних дел выступает и как налоговый инспектор, т.е. специалист по проведению документальных ревизий и иного рода проверочных мероприятий, и как лиио, производящее дознание и предварительное следствие1.

Другая особенность правового статуса органов ФСЭНП МВД России заключается в жестко централизованном характере их построения. Будучи в составе криминальной милиции, они действуют самостоятельно и независимо от других органов власти, региональных и местных. Так, в субъектах Российской Федерации действуют управления по налоговым преступлениям Главного управления внутренних дел (ГУВД), а в его составе - межрайонные отделы по налоговым преступлениям, осуществляющие свою деятельность на местах и подчиняющиеся, таким образом, области или краю. Иначе говоря, существует вертикальная подчиненность структур Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России вышестоящим органам. Вместе с тем не следует исключать различных форм налаживания взаимодействия органов ФСЭНП МВД России с соответствующими органами субъектов Федерации и самоуправления, лишь бы они не противоречили принципам независимости и единоначалия при расследовании налоговых преступлений и правонарушений.

Понятия «налоги», «налогообложение», «уклонение от налогов» имеют внешне мирный, цивильный характер и совсем не ассоциируются с такими выражениями, как: «массовые беспорядки», «вооруженный мятеж», «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа». Тем не менее, еще одной особенностью органов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России является их военизированный характер. Дело в том, что деятельность налоговых инспекторов, и тем более сотрудников налоговой полиции, не всегда встречает поддержку среди налогоплательщиков, особенно тех, которые занимаются бизнесом. Очень часто названные сотрудники работают не только в условиях активно-

" См.: Вечерний Д.А. Административно-правовой статус федеральных органе налоговой полиции: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 12.

>>> 446 >>>

Часть III. Субъекты полицейской деятельности

го противодействия, но и психического давления и угроз физической расправы. Поэтому имеет место особый порядок прохождения службы в органах налоговой полиции (милиции), ношение формы, чинопочитание. Военизированный характер органов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России выражается также в том, что она вооружена и имеет право в предусмотренных законом случаях применять оружие и специальные средства.

Отмеченные особенности показывают ФСЭНП МВД России как своеобразное полицейское ведомство, нацеленное на борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями в Российской Федерации.

Задачи, функции и полномочия органов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. В соответствии с российским законодательством рассматриваемые органы решают следующие основные задачи: а) обеспечение экономической и финансовой безопасности Российской Федерации; б) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах государственной власти; в) организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Законодательство возлагает на органы ФСЭНП МВД России в соответствии с поставленными задачами выполнение определенных функций в трех основных направлениях деятельности: собственно полицейской (административной), оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.

Собственно полицейская деятельность осуществляется главным образом оперативными сотрудниками аппаратов отделов и управлений Службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, сотрудниками милиции. В процессе ее осуществления сотрудники налоговой полиции выполняют как основные, так и обеспечивающие (вспомогательные) функций-Назовем наиболее важные функции, выполняя которые, сотрудники Службы: организуют и непосредственно проводят работу по выявлению хозяйствующих субъектов, подконтрольных

>>> 447 >>>

Глава 2. Специализированные полицейские структуры

организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям); принимают, регистрируют заявления, со-обшения и иную информацию о налоговых преступлениях и правонарушениях, а также о противоправных деяниях, близких к налоговым преступлениям (незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство), осуществляют в установленном законом порядке их проверку; осуществляют меры по обеспечению защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц; осуществляют сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, информируют высшие органы государственной власти и управления о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов от налогообложения; осуществляют в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и правонарушениях.

Органы Службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России при выполнении своих функций взаимодействуют с различными органами государственной власти Российской Федерации, в первую очередь с органами налоговой инспекции, таможенными органами, а по вопросам предварительного следствия - со следственными и оперативными подразделениями ФСБ и Генеральной прокуратуры РФ. Обязанностью (функцией) сотрудников Службы и сотрудников милиции, участвующих в налоговых проверках по запросу налоговых органов, является сохранение государственной, служебной, коммерческой тайны, тайны сведений о вкладах физических лиц и другой информации, полученной при исполнении служебных обязанностей.

В сфере оперативно-розыскной деятельности функции со-трудников Службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России определяются Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и Положением о Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. Служба проводит оперативно-розыскную деятельность для выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от Уплаты налогов; осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по пресечению преступной деятельности хозяйствующих сУбъектов, деятельности хозяйствующих субъектов, подконтрольных организованным группам и преступным сообществам в° взаимодействии с подразделениями по борьбе с организо-

>>> 448 >>>

Часть III. Субъекты полицейской деятельности

ванной преступностью; проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирования и поступления материально-технической помощи незаконным вооруженным формированиям, организациям и лицам, занимающихся террористической деятельностью1.

Сотрудникам ФСЭНП МВД России для выполнения возложенных на них задач и функций предоставляются точно указанные в Законе полномочия. Отметим некоторые наиболее существенные из них. Сотрудники вправе: подобно налоговым инспекторам, производить на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности документальные проверки финансово-экономической деятельности; беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения дохода, обследовать их; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, причем проверяются документы граждан и должностных лиц в тех случаях, когда они подозреваются в совершении налоговых и близких к ним по природе преступлений и правонарушений; осуществлять административное задержание, выражающееся в кратковременном (до 3-х часов) ограничении свободы с доставлением в официальные помещения органов внутренних дел; составлять протоколы об административных и налоговых правонарушениях и применять соответствующие санкции.

В связи с тем, что налоговая преступность умело законспирирована и может находиться в глубоком подполье, законодательство разрешает органам ФСЭНП МВД России внедрение оперативных сотрудников в структуры предприятий и организаций независимо от форм собственности для получения информации о формах и методах укрытия доходов от налогообложения, если иным путем эти сведения получить невозможно. Органы ФСЭНП МВД России могут привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства.

1 См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст.3349; Положение о Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД Р°с сии. Приложение № 1 к приказу МВД России от 5 июня 2003 г.

>>> 449 >>>

Глава 2. Специализированные полицейские структуры

Компетенция органов Федерадьной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России в сфере уголовно-процессуальной деятельности определяется действующим уголовно-процессуальным законодательством, предоставляющим данным органам право осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к ведению органов ФСЭНП МВД России, проводить судебно-эко-номические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы, проводить государственную дактилоскопическую регистрацию, а также получить и использовать дактилоскопическую информацию1.

Система и структура ФСЭНП МВД России. ФСЭНП МВД России обеспечивает полномочия Министерства по борьбе с преступлениями в сфере экономики и налоговыми преступлениями непосредственно, а также через главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, на местах - через районные и городские органы внутренних дел. Панорамный взгляд на данную структуру показывает, что система ее органов и подразделений по вертикали в известной степени соответствует системе территориального деления Российской Федерации и имеет в целом три уровня: верхний, представленный центральным аппаратом Службы; региональный, представленный Управлением по налоговым преступлениям и его межрайонным отделом в составе ГУВД области или края; местный, представленный районными и городскими отделами внутренних дел.

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям подчинена непосредственно Министерству внутренних дел. Координацию деятельности ФСЭНП МВД России осуществляет первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации - начальник службы криминальной милиции. Службу возглавляет начальник, являющийся по должности заместителем министра, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Служба организует и контролирует деятельность подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям; обобщает и анализирует практику применения подразделениями по борьбе с экономическими и налого-

1 См.: Собрание законодательства РФ. 2001. № 52(1). Ст.4921.

>>> 450 >>>

Часть III. Субъекты полицейской деятельности

выми преступлениями российского законодательства; разрабатывает и вносит руководству МВД России предложения по основным направлениям деятельности органов внутренних дел по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики и налоговых преступлений и правонарушений; разрабатывает по направлениям деятельности ФСЭНП МВД России проекты законодательных и иных нормативных правовых актов; взаимодействует в установленном порядке со средствами массовой информации при освещении проблем борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями; рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, принимает по ним необходимые меры в сроки, установленные законодательством.

Начальник Службы организует взаимодействие подразделений ФСЭНП МВД России с подразделениями милиции общественной безопасности, криминальной милиции, другими субъектами оперативно-розыскной деятельности, службами, органами и учреждениями системы МВД России, а также с другими правоохранительными органами по предупреждению, выявлению и пресечению экономических и налоговых преступлений; издает приказы и распоряжения в пределах компетенции; отвечает за состояние и результативность деятельности ФСЭНП МВД России по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.

При начальнике Службы образуются: постоянно действующее оперативное совещание, общественный совет, председателем которого является начальник Службы.

Деятельность сотрудников ФСЭНП МВД России строится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и приемов оперативно-розыскной деятельности, сочетания единоначалия при принятии решений по вопросам оперативно-служебной деятельности, персональной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих обязанностей".

В заключение, оценивая Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г., можно сказать следующее. Функционирование налоговой полиции (милиции) в составе МВД России несомненно

>>> 451 >>>

Глава 2. Специализированные полицейские структуры

усиливает количественно позиции этой структуры в борьбе с налоговыми преступлениями. Систему полицейских подразделений, осуществляющих предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений в налоговой области, позволительно сравнить с пирамидой, имеющей мощное «милицейское» основание. Однако представляется, что качественно фСЭНП по сравнению с ФСНП проигрывает. Федеральная служба налоговой полиции имела четкую конфигурацию и название, позволявшие ей обладать лицом с грозным взглядом, направленным в точно определенную законом сторону. Про это ведомство можно было бы сказать, перефразируя одно из изречений Наполеона: «Это - пистолет, направленный в сторону недобросовестного налогоплательщика». В новом виде налоговая полиция «растворяется» в системе органов внутренних дел (общей полиции), утрачивая в известной степени специализированный характер, а вместе с ним, быть может, и свою эффективность.

1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (далее именуется - Федеральная служба налоговой полиции) является федеральным органом исполнительной власти на правах государственного комитета Российской Федерации, осуществляющим руководство системой федеральных органов налоговой полиции в целях обеспечения выполнения возложенных на них задач.

В систему федеральных органов налоговой полиции входят:

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации;

органы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (управления, отделы) - территориальные органы налоговой полиции;

органы налоговой полиции районов в городах Москве и Санкт - Петербурге, а также межрайонные отделы управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации - местные органы налоговой полиции.

В федеральных органах налоговой полиции в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться организации, необходимые для обеспечения их деятельности.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

2. Федеральная служба налоговой полиции руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами Федеральной службы налоговой полиции являются:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

4. Федеральная служба налоговой полиции в соответствии с возложенными на него задачами:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 09.12.1998 N 1467, вступают в силу с 1 января 1999 года.

организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, проводит в установленном порядке судебно - экономические и криминалистические экспертизы, получает и использует дактилоскопическую информацию;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.96 N 791, от 09.12.98 N 1467)

(см. текст в предыдущей редакции)

определяет приоритетные направления работы федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности;

осуществляет работу по защите находящихся при исполнении служебных обязанностей сотрудников государственных налоговых инспекций и личного состава федеральных органов налоговой полиции от противоправных посягательств;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов налоговой полиции, разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность федеральных органов налоговой полиции, информирует высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и нарушений;

проводит работу по предупреждению, выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

принимает, регистрирует заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях, осуществляет в установленном законом порядке их проверку;

создает общереспубликанские справочно - информационные фонды, необходимые для деятельности федеральных органов налоговой полиции;

разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения федеральных органов налоговой полиции, организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, осуществляет защиту прав, законных интересов, чести и достоинства сотрудников федеральных органов налоговой полиции;

осуществляет централизованное обеспечение федеральных органов налоговой полиции специальной техникой, вооружением и другими материально - техническими и финансовыми ресурсами за счет республиканского бюджета Российской Федерации, контролирует их использование;

разрабатывает планы капитального строительства в системе федеральных органов налоговой полиции и принимает меры по их реализации;

осуществляет взаимодействие с налоговыми, правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и зарубежных стран, участвует по поручению Правительства Российской Федерации в подготовке проектов международных договоров и соглашений по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов налоговой полиции, и организует их выполнение;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

принимает меры по улучшению жилищных условий сотрудников, а также работников федеральных органов налоговой полиции, не имеющих специальных званий, их медицинского, санаторно - курортного и иного социально - бытового обеспечения;

планирует и осуществляет мобилизационную подготовку в федеральных органах налоговой полиции;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.12.95 N 1243)

организует и осуществляет шифровальные работы в федеральных органах налоговой полиции и обеспечивает защиту информации в системах и средствах информатизации и связи.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

5. Федеральная служба налоговой полиции возглавляет директор (в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Директор Федеральной службы налоговой полиции:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

несет персональную ответственность за выполнение возложенных на федеральные органы налоговой полиции задач и обязанностей;

организует работу Федеральной службы, его коллегии и осуществляет общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает положения о самостоятельных структурных подразделениях Федеральной службы налоговой полиции и определяет функциональные обязанности их руководителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

разрабатывает и вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения по штатной численности, финансированию и материально - техническому обеспечению федеральных органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

назначает на должность и освобождает от должности руководителей, сотрудников и работников, не имеющих специальных званий, центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции и его структурных подразделений, за исключением лиц, иной порядок назначения на должность и освобождения от должности которых установлен Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции";

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда перечень должностей, штатное расписание центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции, его структурных подразделений, а также примерную структуру и штатную численность нижестоящих органов налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении заместителей директора Федеральной службы налоговой полиции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 791)

(см. текст в предыдущей редакции)

представляет Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава;

принимает в необходимых случаях в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации решения о зачете выслуги лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции;

присваивает первое специальное звание среднего и старшего начальствующего состава налоговой полиции, а также специальные звания до полковника налоговой полиции включительно;

устанавливает в пределах ассигнований, предусмотренных республиканским бюджетом Российской Федерации, размер средств на содержание территориальных и местных органов налоговой полиции, фонд оплаты труда и количество служебных легковых автомобилей;

Существовавший с 1992 по 2003 год.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации
ФСНП России
Страна Россия Россия
Создана 18 марта 1992 года
Распущена (преобразована) 30 июня 2003 года
Юрисдикция Президент Российской Федерации
Штаб-квартира
  • Москва , Россия
Средняя численность до 56 000 сотрудников
Предшественник Главное управление налоговых расследований при ГНИ России
Преемник Федеральная налоговая служба ; Управление по борьбе с налоговыми преступлениями при ГУЭБиПК МВД России
Руководство
Руководитель последний - Сергей Верёвкин-Рахальский (и.о.)
Сайт www.fsnp.gov.ru/ (в Архиве Интернета , 2002)
Медиафайлы на Викискладе

Вымпел ФСНП России

История

18 марта 1992 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил бывший генерал КГБ СССР В. Б. Ямпольский.

20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник ГУНР учреждён Департамент налоговой полиции Российской Федерации (на правах Госкомитета России). В тот же день Верховный Совет России утвердил Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции. Постановлением Совета министров Российской Федерации от 11 октября 1993 года утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 года - 21,5 тысяч единиц; на 1 января 1995 года - 43,8 тысяч единиц (впоследствии штатная численность доходила до 53 тысяч единиц без учёта обслуживающего персонала). директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.

Федеральным законом № 200-ФЗ от 17 декабря 1995 года в закон «О федеральных органах налоговой полиции» внесены поправки. В соответствии с ними Департамент налоговой полиции переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России). По штату, директору ФСНП России устанавливалось предельное специальное звание генерал-полковник налоговой полиции , заместителям директора и начальникам ключевых управлений (оперативного, следственного, налоговых проверок, собственной безопасности, физической защиты, кадров, организационно-инспекторского, оперативно-технического и поискового) - генерал-лейтенанта налоговой полиции .

Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной , экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах .

Указом исполняющего обязанности Президента Российской Федерации Владимира Путина от 16 марта 2000 года в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности был установлен профессиональный праздник - День налоговой полиции. ФСНП России являлась правоохранительным органом, который полностью возмещал расходы на своё содержание. За 2001 год федеральными органами налоговой полиции возбуждено более 36 тысяч уголовных дел , сумма возмещённого ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 миллиардов рублей, всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП России в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей .

В ФСНП России была создана Академия налоговой полиции и ряд других образовательных учреждений.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В. В. Путина № 306 от 11 марта 2003 года ФСНП России упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы Министерству внутренних дел . Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль .

Служебное оружие

В 1993-2003 годах Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации» от 20 мая 1993 года N 4991-I и пунктом 17 ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» - сотрудникам налоговой полиции разрешалось хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие и спецсредства.

Директора ФСНП России

Структура ФСНП России (на 2003 год)

  • Главное оперативное управление
  • Главного управления документальных проверок
  • Главное следственное управление
  • Главное организационно-инспекторское управление
  • Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией
  • Главное управление физической защиты
  • Главное оперативно-техническое и поисковое управление
  • Главное управление кадров
  • Главное информационно-технологическое управление
  • Главное управление международного сотрудничества
  • Управление делами
  • Правовое управление
  • Организационно-мобилизационное управление
  • Управление информации и общественных связей
  • Финансово-экономическое управление
  • Управление режима и информационной безопасности
  • Экспертное управление
  • Аналитическое управление
  • Административно-хозяйственное управление
  • Управление специальной связи
  • Медицинское управление
  • Отдел дознания
  • Контрольно-ревизионная инспекция

Образовательные учреждения ФСНП России

  • Институт налоговой полиции Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (на правах факультета Академии), создан в феврале 1994 г.
  • Центр подготовки сотрудников налоговой полиции в г. Санкт-Петербурге, образован в феврале 1994 г., преобразован в филиал Академии налоговой полиции в г. Санкт-Петербурге в июле 2000 г., с мая 2002 г. Северо-Западный институт повышения квалификации сотрудников налоговой полиции
  • Центр подготовки сотрудников налоговой полиции в г. Хабаровске, образован в апреле 1995 г., преобразован в Дальневосточный институт повышения квалификации сотрудников налоговой полиции
  • Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции, создан в феврале 1995 г. на базе Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов службы быта (в 1996 г. на правах филиала включён в состав Академии налоговой полиции ФСНП России)
  • Академия налоговой полиции ФСНП России. Создана в июле 1996 г.

Вот уже десять лет прошло с приказа Президента Российской Федерации В.Путина № 306 от 11 марта 2003 года об упразднении Федеральной службы налоговой полиции России. А профессиональный праздник - День налоговой полиции 18 марта в календаре остался.
Предлагаю по этому поводу вспомнить историю создания одной из недолго просуществовших спецслужб новой России.

18 марта 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 262 было создано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации (ГУНР) со штатной численностью 12 тысяч человек. Управление возглавил генерал КГБ В. Б. Ямпольский.

В 1993 году принят Закон "О федеральных органах налоговой полиции", в соответствии с которым учрежден Департамент налоговой полиции РФ как правопреемник Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ.

Постановлением Совета Министров от 11 октября 1993 утверждено Положение о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации и перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания сотрудникам налоговой полиции. Установлена штатная численность федеральных органов налоговой полиции: на 1 января 1994 г. - 21500 единиц; на 1 января 1995 г. - 43800 единиц. Директором Департамента назначен С. Н. Алмазов.

Установлена штатная численность центрального аппарата Департамента налоговой полиции Российской Федерации 500 единиц (без учета персонала по обслуживанию зданий). Утверждена структурная схема Департамента налоговой полиции РФ.

В декабре 1995 года ДНП обрел новый статус и название - Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации. Тогда же самому молодому правоохранительному ведомству страны было предоставлено право создать свой следственный аппарат.

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 1998 года ФСНП разрешено иметь восемь заместителей директора, в том числе двух первых, и коллегию в количестве 17 человек.

22 марта 1999 г. Указом Президента РФ директором Федеральной службы налоговой полиции был назначен бывший милиционер Вячеслав Солтаганов, а Сергей Алмазов был отправлен в отставку. С этого момента в ФСНП началась первая в ее истории кадровая чистка - замена бывших сотрудников госбезопасности на сотрудников МВД.

12 мая 1999 г. Указом Президента РФ было установлено, что ФСНП имеет 7 заместителей директора, в т.ч. двух первых, статс-секретаря-заместителя и заместителя-начальника УФСН по Москве.

25 сентября 1999 г. было утверждено новое Положение о ФСНП России. Одновременно штатная численность федеральных органов налоговой полиции была установлена в количестве 53300 единиц.

2 января 2000 года и.о. Президента РФ В. В. Путин подписал указ "О внесении изменений и дополнений в налоговый кодекс", согласно которому налоговые полицейские получили право самостоятельно проводить налоговые проверки, им также разрешен доступ к налоговой тайне. Кроме того, были приняты поправки в закон "Об оперативно-розыскной деятельности", позволяющие сотрудникам ФСНП иметь собственные возможности для негласного съема информации.

18 марта - День налоговой полиции. Установлен Указом и.о.Президента РФ В.В. Путиным от 16 марта 2000 г. в знак признания важного значения федеральных органов налоговой полиции в обеспечении экономической безопасности РФ.

В ФСНП была создана Академия налоговой полиции и ряд других образовательных учреждений. Издавалась газета «Налоговая полиция». На телевидении режиссёром Апасяном был создан сериал о налоговой полиции «Маросейка, 12». Выходили книги детективного жанра о налоговой полиции;среди них книги сотрудника ведомства писателя Николая Иванова (дилогия «Департамент налоговой полиции» и другие).

Налоговая полиция стала единственным правоохранительным органом, который возмещал расходы на свое содержание, а главное – возвращал в государственную казну огромные суммы неуплаченных налогов. Например, в 2001 г. сумма возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам составила около 27 млрд. рублей. Всего в результате оперативно-служебной деятельности ФСНП в бюджет возвращено более 100 миллиардов рублей. Выявлено свыше 150 тысяч административных правонарушений, наложено административных штрафов на сумму в несколько сотен миллионов рублей

В ряде других стран СНГ и Литве были созданы аналогичные ведомства. Впоследствии казахстанская налоговая полиция была преобразована в финансовую полицию, на которую возложена функция борьбы с коррупцией.

1 июля 2003 года, указом президента Российской федерации N306 от 11 марта 2003 года, Федеральная служба налоговой полиции упразднена.
Большинство функций ФСНП и 16 тыс. штатных работников переданы Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений, созданному в структуре МВД РФ.
Основная материальная база и 49 тыс. сотрудников были переданы в Госнаркоконтроль.



Похожие публикации